Течение времени с конца 2012-го года всё яснее даёт понять, что спад в экономике России не будет носить ни привычный циклический характер и будет нарастать до тех пор, пока бизнес и общество не получат убедительных доказательств того, что правительство (руководство страны в целом) реально осуществляют или намерены осуществлять при поддержке общества глубинные общественные реформы, включающие реальный поворот в верховенстве права, в политических методах обеспечения верховенства права и в развитии основ экономической и политической конкуренции, создающей реальные условия для стимулирования производительности и инноваций.

Время подходит. После 2011-го года уже прошло почти 4 года, в течение которых президент после уроков выборов 2011-2012 гг. всё время старался привести общество в такое состояние, чтобы оно не требовало серьёзных изменений в институциональной структуре страны, но согласилось бы реагировать на положение в обществе отвержением внешних влияний со стороны стран Запада, а также отказом от поддержки политики нынешних киевских властей идти навстречу Западу: Украина уходит дальше от России, мы обязаны её сдерживать. Многие украинцы предпочли бы дружбу с Россией и согласованные с ней действия. Стремление многих в Украине добиваться успеха через демократию и рыночное развитие оказывается при этом противостоящим российским стремлениям контролировать украинскую политику. А сил у России для этого, кажется, уже не хватает.

Основные тренды в развитии российской экономики со II половины 2012-го года показывают снижение темпов роста, а, начиная с 2015-го года, переход к спаду. Идут споры, как скоро прекратится спад и сменится подъёмом. Хочется трактовать отрицательные тенденции как обычные явления периодического цикла. Или же обвинять власти в недостаточно жесткой макроэкономической политике.

Россия в течение 15 лет в основном повторяет тенденции, наблюдаемые в экономике Америки, Европы, Восточной Азии, но таким образом нам не удастся вырваться на простор, чтобы реализовать те возможности, которые есть у России после ухода от планово-административной системы и приобщения к рыночному механизму. Чтобы открыть дорогу этим возможностям, надо сильно продвинуть свободу бизнесу, верховенству права, демократическому контролю. Обсуждая пути выхода из стагнации, многие соглашаются — надо идти на институциональные реформы. Да, это так. Но какие реформы?

Как найти компромисс между властными элитами и широкими отрядами бизнеса и трудящихся, которые с усилением кризиса, всё более желают вырваться из него?

Надо иметь в виду, что, чем дольше будет длиться кризис, тем дальше будут откладываться перемены для того, чтобы выйти из него, тем больше будет продолжительность и глубина кризиса, тем трудней будет из него выходить.

Это не циклический кризис, это кризис, требующий смены политики и затем настойчивого, и в то же время умеренного проведения нового курса. Надо начать открытые дискуссии, надо формировать новый курс.

Смотрите также: Сводки событий от ополчения. Новости Новороссии.