Европейский аэрокосмический концерн EADS продает свою долю в НПК «Иркут», но прощаться с Россией не спешит. Российская авиакосмическая отрасль европейцам по-прежнему интересна. Вырученные средства от продажи акций «Иркута» будут потрачены на покупку пакета Объединенной авиастроительной корпорации, формирование которой должно завершиться в 2010 году.

Европейский аэрокосмический концерн владеет 10% акций «Иркут» с 2005 года. Изначально предполагалось, что EADS в рамках обязательной оферты обменяет свой пакет в «Иркуте» на долю в Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Однако европейцы решили пойти другим путем.

Сначала продать 10% акций «Иркут», а затем купить пакет ОАК. Вчера EADS официально объявила о планах трансформировать 10%-ый пакет акций НПК «Иркут» в акции ОАК. Реализованная таким образом сделка является более прозрачной, пишет газета «Коммерсант» со ссылкой на главу EADS и Airbus в России Вадима Власова. Проблема в том, что до сих пор нет рыночной оценки стоимости ОАК, поэтому сейчас сложно обменивать акции по справедливой цене.

Что связывает EADS с «Иркутом»

EADS, в которую входит Airbus, реализует с «Иркутом» несколько проектов. НПК «Иркут» производит компоненты для лайнеров Airbus A320, а также готовится выпускать детали для самолета A350. Кроме того, СП «Иркута» и EADS занимается превращением самолетов Airbus из пассажирских в грузовые. Все эти проекты EADS после продажи акций «Иркута» сворачивать не собирается. Наоборот, российская аэрокосмическая отрасль EADS очень интересна в качестве «ключевого партнера», говорится в сообщении компании.

Зачем продавать акции «Иркута»

Особо много заработать на перепродаже пакета «Иркута» EADS не сможет. Европейский концерн покупал 10% «Иркута» за 1,87 млрд рублей, а выручит согласно предложенной ОАК оферте (в марте этого года), немногим больше — 2,18 млрд руб. Но у европейского авиаконцерна нет иного выбора.

Оставлять долю в «Иркуте» в сегодняшних условиях уже не имеет смысла. Дело в том, что когда европейцы покупали 10% акций «Иркута», ОАК еще и вовсе не существовало. Уже позже было принято решение о создании Объединенной авиастроительной корпорации, которая и получила в прошлом году контрольный пакет акций «Иркута»: 38,22% принадлежит напрямую и еще 11,89% — черезАХК «Сухой» . Менеджменту корпорации были отданы все управленческие функции, и как-то влиять на его решения через «Иркут» EADS не может. Для этого европейцам и нужна доля в ОАК, чтобы иметь возможность развивать сотрудничество на равных.

Почему купить ОАК сейчас сложно

Впрочем, спешить с покупкой пакета ОАК европейский EADS не будет. Концерн может стать акционером ОАК не раньше конца 2009 — начала 2010 года, пишет газета со ссылкой на источник в ОАК.

Европейцы вряд ли захотят проводить сделку вслепую. ОАК еще не выпустил свою первую международную отчетность за 2008 год, что важно для потенциального инвестора. К тому же создание самой корпорации еще не завершилось. В 2009 году ОАК должна провести еще одну допэмиссию, в рамках которой в нее войдетРСК «МиГ», Казанское предприятие, Ташкентский завод , ряд частных активов, а также 5% акций EADS, которые сейчас находятся на балансе Банка развития. Ожидается, что ОАК будет окончательно сформирован в 2010 году. Тогда можно будет оценить и справедливую стоимость корпорации.

Впрочем, эксперты опрошенные газетой, считают, что, в принципе, покупка пакета в 1-1,5% ОАК для EADS не несет коммерческого смысла. А если ОАК будет развиваться теми же медленными темпами, как сейчас, то европейцы вообще могут потерять к ней интерес. ОАК должен сделать привлекательное коммерческое предложение по справедливой цене, считают также в EADS.

Смотрите также: Сводки событий от ополчения. Новости Новороссии.