Глава McKinsey обвинил мировой бизнес в близорукости и предложил перевести его на «пятилетки».

На выходных я прочел свежий манифест в защиту капитализма — статью управляющего партнера McKinsey Доминика Бартона в свежем номере Harvard Business Review. Главу крупнейшей консалтинговой фирмы тревожит, что экономическая система, за счет которой развивается вся планета, превратилась в систему квартальных отчетов: менеджеры ориентируются на перспективу в 3 месяца, а не 5-7 лет. Акционерная стоимость компаний, как оценили консультанты McKinsey, на 70-90% определяется денежными поступлениями, которые ожидаются как минимум через 3 года. Однако топ-менеджеры — под влиянием акционеров, аналитиков, публики и СМИ — заняты тем, о чем будут отчитываться через 3 месяца.

Обвинения старые, но, говорит Бартон, есть кое-что новое: терпеть уже нельзя, эта практика быстро ведет систему к провалу. Доверие к бизнесу в странах Запада стремительно сокращается. То ли крупнейшие компании мира сами придут в упадок, то ли геополитические споры все разрушат, то ли популисты-политики и недовольные неравенством социальные группы растащат систему по кусочкам. Но чем бы там ни кончилось, капитализм нужно спасать. И заняться этим должны бизнес-лидеры.

А они в последние десятилетия ведут себя все более близоруко. Вот посмотрите, говорит Бартон: время службы среднего CEO с 1995 года сократилось с 10 до 6 лет (в российских публичных компаниях, для сравнения, этот срок — около 3,5 лет). В 1970-х ценные бумаги США в среднем держали по 7 лет, сейчас этот срок ближе к 7 месяцам. Управляющего пенсионным фондом, который принес результат в 10% годовых на фоне роста индекса на 12%, считают неудачником, хотя и 10% — вполне здоровый результат. Ну и так далее. Есть компании, которые идут против тренда: среди них Бартон называет, например, Apple или IBM, — но таких немного.

Предпринимателям и топ-менеджерам пора уже взяться за дело и фундаментально перестроить свое мышление. Прежде всего надо включить в свою систему приоритетов потребности разных заинтересованных групп, от государства и поставщиков до экологов и аборигенов. Члены советов директоров должны посвящать в несколько раз больше времени, чем сейчас, своим компаниям и работе с менеджерами. Публичным компаниям, где ответственность размыта из-за множества мелких акционеров, стоит брать пример с семейных фирм: там есть четко выраженные крупные владельцы и понимание, что это именно твой бизнес и ты за него отвечаешь. Сюда же относится еще одно предложение: сделать так, чтобы право голоса акционера зависело от того, сколько он владеет акциями: держишь их год — получи один голос на акцию, держишь два года — получи два голоса, и т.д.

Руководителям компаний нужно платить по-новому: вместо опционов, которые побуждают либо гнаться за квартальными показателями, либо просто плестись в тренде отрасли, нужно привязывать зарплаты к долгосрочным факторам (уровень инновационности), оценивать их результаты по выполнению 3-5-летних планов, а еще вовлекать в дело самих менеджеров — например, требовать, чтобы они инвестировали в компанию годовую зарплату. Особенно все это касается финансовых фирм и их клиентов: они должны оценивать управляющих по тому, чего те добились за 3-5 лет, а не за полгода-год. А то опять получится награждение виновных и наказание непричастных.

Смотрите также: Сводки событий от ополчения. Новости Новороссии.