Союз пассажиров выяснил, что надзор за безопасностью на метрополитене не входит в компетенцию ни одного ведомства.

Контроль технического состояния и, в частности, промышленной безопасности на метрополитене требуют передать в ведение Ространснадзора. Союз пассажиров направил письменное обращение премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву (есть в распоряжении «Известий»), в котором сообщает, что сейчас надзор за подземкой не входит в компетенцию «ни одного государственного органа». По мнению председателя Союза пассажиров Кирилла Янкова, наиболее логично возложить контроль за метрополитеном на Ространснадзор. Янков обосновывает предложение тем, что ведомство уже контролирует железные дороги и при этом ЧП с поездами происходят гораздо реже, чем техногенные аварии в метро.

— Протяженность железнодорожных путей гораздо больше, чем протяженность путей метро. При этом в подземке очень часто происходят ЧП из-за технических неполадок, а на железной дороге — нет, — говорит Янков.

По его словам, Союз пассажиров проанализировал документы, регулирующие контроль за техническим состоянием метрополитена, и выяснил, что сейчас им не занимается ни один надзорный орган.

«Надзор за обеспечением безопасности на транспорте является безусловной обязанностью государства. В то же время «Положение о государственном транспортном надзоре», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 13.03.2013 № 236, не регулирует надзор в области метрополитенов», — говорится в письме Дмитрию Медведеву.

Отметим, что в приложении к упоминаемому положению указано, что федеральный государственный транспортный надзор включает в себя: надзор в области гражданской авиации, автомобильного транспорта, городского наземного электрического транспорта, железнодорожного транспорта, внутреннего водного транспорта, контроль за осуществлением международных автомобильных перевозок, за торговым мореплаванием и за обеспечением сохранности автомобильных дорог федерального значения. О подземном городском электрическом транспорте в документе не упоминается.

— Из ряда постановлений следует, что проверки в столичном метро проводит только Мосгоcстройнадзор и в недостаточной степени, — говорит Янков.

По его словам, региональное надзорное ведомство специализируется на контроле строящихся объектов, в связи с чем не уделяет должного внимания коммуникациям метрополитена на работающих станциях.

В Могосстройнадзоре «Известиям» сообщили, что в функции ведомства «не входит проверка эксплуатации действующих линий метрополитена и подвижного состава».

— В рамках энергонадзора специалисты комитета осуществляют надзор за эксплуатацией энергоустановок на действующих объектах метрополитена, выдают акты допусков на вновь вводимые или реконструируемые объекты. В рамках надзора за соблюдением требований промбезопасности специалисты службы проверяют состояние технических устройств метрополитена, таких как эскалаторы, лифты, краны, сети газопотребления, трубопроводы теплосети, компрессорные и т.д., — уточнили в Мосгорстройнадзоре. — Также выдаются акты допусков на вводимые или реконструируемые объекты.

Председатель общественного совета при Ространснадзоре Владимир Белозеров считает, что передача контроля за метрополитеном ведомству будет «непростой задачей» и не исключено появление нового органа — Госметронадзора.

— Метро относится к городскому транспорту, за которым традиционно следят региональные власти, — отмечает Белозеров. — Но в случае если решение будет принято, скорее всего, необходимо будет создавать отдельную подведомственную организацию по аналогии с Госавианадзором или Госжелдорнадзором.

Белозеров обратил внимание на то, что решение о контроле за безопасностью на метрополитенах должно быть принято «не впопыхах» и согласовано с экспертами в этой области.

Ведущий юрисконсульт фонда «Институт экономики города» Дмитрий Гордеев уверен в том, что контролем безопасности в метро необходимо заниматься на федеральном уровне.

— Город сам не сможет достаточно жестко контролировать свои же организации, не будет независимого контроля, — говорит Гордеев. — В то же время потенциальная опасность этого вида транспорта очень высока.

Гордеев также обратил внимание на то, что применение дисциплинарных взысканий к руководителям, не проследившим за соблюдением безопасности, со стороны Ространснадзора более вероятно, нежели со стороны региональных ведомств.

Смотрите также: Сводки событий от ополчения. Новости Новороссии.