Основной рост приходится на магистральные, а не внутренние перевозки. Региональный сегмент умирает — россиянам летать по своей стране не интересно.

Объем пассажирских авиаперевозок, выполняемых российскими авиалиниями, растет — по итогам года он может вырасти на 9-12%. Рынок двигают крупные перевозчики и дальние перелеты за границу. В перспективе на рынке могут остаться не больше пяти крупных и несколько мелких авиакомпаний.

Объемы выполняемых в России авиаперелетов в 2011 году выросли, по сравнению с 2010-м, на 14,6% (4,517 млн пассажиров). Такие данные приводятся в опубликованной Росавиацией статистике по динамике пассажиропотока авиакомпаний.

Лидером по перевозке пассажиров остается Аэрофлот (1,171 млн человек), далее идут «Трансаэро» (603,360 тыс.), «ЮТэйр» (516,659 тыс.). На авиакомпанию «Сибирь» пришлось 383,360 тыс. пассажиров, на «Россию» — 256,191 тыс. человек.

Эти компании в будущем составят большую пятерку авиарынка РФ, уверены эксперты Firstnews.

Главный редактор «Авиа.ру» Роман Гусаров оценивает эти цифры как продолжение динамики 2011 года.

«Первая десятка стабильно растет, а пятерка прибавляет в среднем по 20%. Вторая десятка и ниже либо стагнируют, либо идут с отрицательной динамикой. Происходит перераспределение долей рынка, и в 2012 году многие мелкие игроки подойдут вплотную к банкротству», — отметил эксперт в беседе с корреспондентом Firstnews.

Основной рост приходится на магистральные, а не внутренние перевозки, добавляет эксперт. Региональный сегмент умирает — россиянам летать по своей стране не интересно.

При сохранении январских показателей рынок может дать общегодовой прирост в 9-12%, уверен ведущий эксперт УК «Финам» Дмитрий Баранов.

«Средняя температура по больнице хорошая», говорит он, однако следует признавать, что увеличение западного авиапарка (моделей самолетов зарубежного производства) отечественных компаний работает в западном же направлении.

UTair впереди

Самые высокие темпы роста продемонстрировала авиакомпания UTair — 165%

«Сейчас спрос соответствует растущему предложению — рынок растет, весь вопрос в направлениях роста. У нас оно заграничное», — резюмирует Роман Гусаров.

Свобода кресла

Кроме роста количества пассажиров растет и процент заполняемости кресел в самолетах, причем происходит это несмотря на постоянно растущий авиапарк перевозчиков. Так, у «Трансаэро» был отмечен рост на 6,3%.

Динамика сохранится: больше всего перелетов выполняется в Египет, Турцию, Таиланд и другие классические курорты, которые всегда имели стабильную базу туристов, а отложенный спрос себя быстро не исчерпает.

Через сокращение — к демонополизации

Отмечаемые тенденции — сокращение количества авиакомпаний на магистральных авиаперевозок — не ведут к монополизации рынка, говорят эксперты Firstnews.

Минтранс и ФАС начали работу в направлении повышения конкурентоспособности, избавляясь от института одного назначенного перевозчика по самым популярным направлениям.

Идеальный вариант развития этого сегмента — появление 4-5 больших авиакомпаний, которые обладают одинаковым количеством направлений.

Исходя из текущей динамики рынка, все к тому и идет, отмечают специалисты.

Отметим, что пассажиропоток в российское небо растет не первый год — в 2010 год был зафиксирован рекордный рост этого показателя в более чем 30%.

Смотрите также: Сводки событий от ополчения. Новости Новороссии.