IPO компании может состояться в 2010 году

Кризис и бюджетный дефицит заставляют правительство расставаться с самым дорогим — собиравшимися долгие годы промышленными активами. Среди тех, что в ближайшее время могут сменить владельцев, первый вице-премьер Игорь Шувалов назвал крупнейшее в России и одно из ведущих пароходств мира — «Совкомфлот», которому, по всей видимости, предстоит IPO в 2010 году.

В интервью Bloomberg TV 22 сентября Шувалов заявил, что приватизация пароходства состоится уже до конца этого года — сроки, мягко говоря, стремительные. Днем позже пароходство выпустило пресс-релиз об итогах работы в первом полугодии 2009 года, в котором тоже речь идет о размещении акций. Там даже приводятся слова другого высокопоставленного чиновника — руководителя президентской администрации Сергея Нарышкина, возглавляющего совет директоров пароходства: «Совет директоров считает целесообразным рассмотреть вопрос о выводе ценных бумаг Общества на рынки капитала в конце 2010 — начале 2011 гг.» То есть, как минимум на год позже шуваловского срока.

IPО «Совкомфлота» зреет с 2007 года, когда государство передало ему свой пакет основного конкурента компании — Новороссийского морского пароходства («Новошипа», сейчас СКФ принадлежит 75% его акций). Размещение грозило стать своеобразной инвестиционной бомбой: «Совкомфлот» плюс «Новошип» — это один из мировых лидеров морских танкерных перевозок нефти и газа. К IPO готовили головную компанию — «Совкомфлот». Параллельно шла подготовка к переводу двух компаний на единую акцию, так что вариант вывода на рынок объединенного пароходства тоже не исключался и даже выглядел более предпочтительным. В конце 2008 года размещение должно было состояться, однако кризис ликвидности и бегство инвесторов с рынков сделали эту затею бессмысленной.Кризис серьезно потрепал всех перевозчиков. Фрахтовые ставки падали, снижалась рыночная стоимость судов. Но «Совкомфлот» беда, в общем-то, обошла стороной.
Пароходство смогло избежать пропорционально резкого падения доходов — его флот зафрахтован долгосрочными контрактами по фиксированным ставкам. Да и энергоресурсами, даром что на них упали цены, в мире как торговали, так и торгуют. Так что бизнес компании выглядит достаточно устойчиво. Недаром именно его Игорь Шувалов записал во флагманы второй волны приватизации госпредприятий — как наиболее привлекательный для инвесторов. Только им нужно дать время: 20% капитала — довольно серьезная сумма для нынешнего рынка, и «переварить» ее инвесторам будет нелегко , а продавать такую компанию за бесценок никто не будет.

Исходя из прибыли в $450 — 500 млн (с учетом показателей «Новошипа») капитализацию компании можно оценить в $8 — 9 млрд, что сопоставимо с капитализацией «Уралкалия», «Татнефти», «Северстали», «Мечела». Крупнейший японский перевозчик Nippon Yusen KK стоит, по данным Bloomberg, $5 млрд, датский Maersk A/S — дороже: его капитализация превышает $30 млрд. Новой «голубой фишкой» «Совкомфлот» вряд ли станет, однако составит серьезную конкуренцию «соседям» по транспортному сектору, на лидерское место в котором вполне может претендовать. Особенно — если выйдет на IPO с «единой» акцией, которая может оказаться гораздо ликвиднее «одиночной» «совкомфлотовской». А с учетом относительной стабильности доходов даже в условиях кризиса — валовая выручка в первом полугодии этого года снизилась на 24% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — может стать защитным активом.

Смотрите также: Сводки событий от ополчения. Новости Новороссии.